... В ухвостье Зелёного острова попасть с северо-западной на юго-западную часть бывает затруднительно весной или после западных ветров — низовок... Кроме того, что эта часть острова легко затопляема, ровно посередине проходит постоянное болото.
Если всё же попасть в ту часть острова, которая расположена между его западной оконечностью и ЛЭП, то можно заметить несколько характерных деталей.
Остров здесь напоминает джунгли. Всюду — переплетения ветвей, валежник; рельеф низменный, волнообразный. В низинках часто стоит вода. Воздух насыщен влагой и испарениями. Огромное количество мусора: пустые пластиковые бутылки, какое-то тряпьё, корабельные канаты, доски, шпалы, дохлая рыба... Особенно тяжело здесь в летнюю жару; гнилостные испарения вызывают в короткое время звон в ушах, головную боль. Это характерно для всех островов низовий Дона... Пребывание в такой атмосфере для людей молодых чревато резким ухудшением самочувствия; для людей пожилых и страдающих хроническими заболеваниями — может закончиться летальным исходом...
Это участок тянется примерно 400 метров и заканчивается просекой с ЛЭП. Начиная от ЛЭП, следующие 200 метров не представляют ничего интересного: рельеф несколько повышается, появляются тропинки. А вот дальше начинается любопытное: путь преграждает 3-метровый высоты земляной вал, идущий от берега. Вал старый, на нём произрастают деревья возраста более 60 лет. Дальше, за валом, находится Г-образный канал, соединяющийся с Доном. Тут идущая с востока вдоль берега Дона грунтовая дорога (обратим внимание на то, что эта дорога была испокон веков) смыкается с дорогой, появившейся в 90-е годы. Новая дорога сначала ведёт вглубь острова, вплоть до болотистой части, потом разворачивается на восток и смыкается с дорогой на Стародонье (ул. Островной по Яндекс-карте).
Итак, в месте Г-образного канальчика, где начинается новая дорога, присутствует сооружение, похожее на яму от блиндажа. Там же находятся и полусгнившие доски, предположительно от перекрытия. В момент нашего появления там эта яма была заполнена водой, поэтому детально выяснить её происхождения не было возможности. Выход из этого сооружения закачивается канавой, возможно — окопом, а возможно — результатом забора грунта для дамбы новой дороги.
Ввиду невозможности обследования этого объекта весной, детальное описание появится несколько позже. Пока же — несколько умозаключений.
Сомнения вызывает тот факт, что канава ориентирована с севера на юг. Если учесть, что наступление немцев было со стороны Нахичеванской протоки, то есть с севера, такая ориентация окопа вызывает серьёзные сомнения. Более того, если находящаяся рядом яма была блиндажом, то почему его укреплённая часть ориентирована на запад?
Эти вопросы для нас остаются открытыми.
Дальнейший путь по новой дороге ничем не примечателен, разве что лежащими поперёк огромными тополями. Слева канава, затем болото; справа канава — за ней либо лес, либо — небольшие участки болот.
После выхода на дорогу (ул. Островную) начинается центральная часть острова.
Хотим заметить, что центральная часть острова в конце 80-х годов не имела ни трубопровода посредине, ни бетонных свай в месте смыкания вымощенной брусчаткой дороги со Стародонья с асфальтовой Окружной дорогой, ведущей к базам отдыха восточной части. Эта часть острова в период с 70-х до начала 90-х годов была неоднократно посещаема автором этих строк. В южной части острова здесь не было ничего любопытного, как и в северной части, через которую проходила тропинка для «срезания угла» пути трудящихся, спешивших в пятницу вечером, после честно отработанной трудовой недели, на законный отдых на лоне природы в стенах фанерных домиков баз отдыха...
+Доб. 02.05.2009
... За время, прошедшее с первой съёмки, ситуация с визуализацией не улучшилась — вода осталась, а количество растительности увеличилось. Вот вид того, что по своим формам напоминает блиндаж.
Внимательно обследовав это место я пришёл к выводу: похоже, что этой яме не более 20 лет.
Во-первых: края слишком крутые — у этой ямы и находящихся рядом траншей, похожих на окопы (вспомним, что данное место находится в 30 метрах от берега и во время разливов 1979 и 1981 годов края неминуемо были бы размыты).
Во-вторых: растительность, присутствующая в этих углублениях, очень молода.
Во-третьих: канальчик, являющийся продолжением «окопов» и подходящий вплотную к Дону, оказался траншеей водовода.
Возле самого берега находятся два бетонных колодца с вентилями.
Вид с вентилей на север.
А это канальчик, уходящий на запад. На его берегах — остатки бетонных плит.
Упоминаемый в первой части пригорок.
Вязы на пригорке.
Вообщем, это место, по моему мнению, из рассмотрения интересных участков Зелёного острова следует исключить.
***
2009 © Борис Панасюк, Сергей Семенков.